Директор «Мистецького арсеналу» Наталья Заболотная: «Через два года к нам можно будет привезти «Мону Лизу»

10 лет назад экс-завод был включен в перечень бюджетных заведений культуры, и лишь почти 5(!) лет спустя у государства нашлись первые деньги на реконструкцию.

На 1 января 2008-го готовность комплекса составляла всего 7,6%, но в августе 2009-го все же состоялось пафосное и очень грустное открытие «украинского Лувра» (вспоминать о том, как приглашенные со всей Европы гости и простые киевляне, мягко говоря, удивлялись, не будем). В ноябре прошлого года обновленный (в связи с приходом нового руководства и творческой команды) «Арсенал» открылся масштабной выставкой «Арт-Киев контемпорари», после которой стало понятно – из «Арсенала» все-таки «будуть люди». А точнее – многофункциональный культурный центр с музейной составляющей – направление, развиваемое сегодня ведущими центрами мира. О том, как будет жить дальше комплекс, рассказала «Газете…» его директор (в прошлом – директор Украинского дома) Наталья Заболотная – хрупкая блондинка, всего за четыре месяца превратившая «Арсенал» в место, куда выстраиваются очереди посетителей и о котором с интересом заговорили в мире.

– Когда мне предложили возглавить «Арсенал», – вспоминает Наталья, – я вместо двух дней думала недели три. Было страшно браться за «стройку века» со шлейфом долгов в 40 млн грн, с плохой репутацией, со сказками об «украинском Лувре», которые надо было опровергать. Лувр – это имперские коллекции за 500–600 лет, традиция и действенный патронат всех правителей Франции… Мне сказали, что «Арсеналу» нужна сильная рука, я сказала «мерси», и пошла с «сильными руками» – читать огромные тома, потому что «Арсенал» в то время проверяли и КРУ, и прокуратура. Плохой имидж пришлось «вышибать» действием: мы активно занялись проектированием, погашением долгов. Пришлось доказывать всем, что «Арсенал» – реальный проект, который будет принимать большие потоки людей, и все это будет интересно, современно, без субъективизма.

«Фишки» будущего «Арсенала»: «терракотовая армия» и библиотека «имени Билла Гейтса»

– Что же здесь будет?

– Центр, представляющий историю Украины за 20 тыс. лет – начиная с эпохи неолита, – через призму искусства. «Спираль» истории будет начинаться в двухъярусном подземном пространстве «Арсенала», которое мы надеемся освоить к концу года (сейчас приступаем к бетонным работам). В подземном этаже представим археологию и украинскую «терракотовую армию» из скифских баб и половецких воинов, которая будет подсвечена и выстроена на глубине 10 м под стеклом – ее будет видно со двора. И мы обещаем, что артефакты будут выстроены по принципу аттрактивности (привлекательности. – Авт.), ведь люди ходят туда, где им интересно. Украине нужна была «визитка», бренд, которым и станет «Арсенал». А украинская «терракотовая армия» станет визиткой «Арсенала».

– Мощно…

– Правильно: эти скульптуры крепкие, как все мы – женщины (смеется). В музее будет представлена история Киевской Руси (снова-таки через призму искусства). Также – барокко, искусство 17-18 веков – слава Богу, что благодаря академику Борису Возницкому для Украины вновь открыт забытый гений – Иоанн Пинзель (в сентябре, кстати, его скульптуры будут выставлены в Лувре). И конечно, в «Арсенале» наконец-то появится пространство для музея украинского современного искусства. Принцип в том, что спираль никогда не заканчивается: сейчас мы имеем такое современное искусство – Тистола, Ройтбурда, Савадова, а завтра появятся новые художники. Музей не должен быть консервной банкой – ему нужны инновации, развитие. Мы все современные люди: пользуемся последней моделью мобильного телефона, но почему-то говорим, что музей должен быть консервативным. Ни в коем случае! Мы строим музей для будущих поколений, и этот дух современности (как сказала Лина Костенко: «Маємо парадокс молодої держави з тисячолітньою історією») должен чувствоваться во всем. Кульминационной точкой экспозиции «Арсенала» станет музей «Новые медиа» и самая большая в Украине электронная библиотека шедевров мирового искусства и литературы. В этой сфере мы планируем поработать с известными фонтами: в том числе, фондом Билла Гейтса – он как раз продвигает развитие электронных библиотек в молодых странах. Если, конечно, мы еще по критериям молодости попадаем (смеется).

Как делаются выставки: без «Беркута» и меценатов не обойтись

– Где экспонаты брать будете?

– Это болезненная тема: напуганные музеи с опаской реагируют на просьбу предоставить экспонаты для наших проектов. К примеру, в рамках прошлогоднего Большого антикварного салона мы делали экспозицию «Шедевры сакрального искусства Украины 17–18 ст.», учредив программу «Музей-гость». Из Черниговского музея к нам приехала роскошная шата (оклад. – Авт.), чудотворной иконы Ильинской Богоматери, созданная 300 лет назад по заказу Ивана Мазепы. Ее давали с сомнениями: потребовали страховые гарантии, неимоверное количество бумаг, и везли мы ее в бронированной машине с «Беркутом». Но они на это пошли, и мы, конечно же, все вернули, ведь главная цель «Арсенала» – показывать коллекции.

На территории комплекса «Мистецький арсенал» будет не только музей, но и концертный зал, реставрационный центр, отель, паркинги, детская площадка и даже лазерная модель Вознесенского женского монастыря, на месте которого и был выстроен «Арсенал»

В каждом областном центре есть музеи, куда местные жители ходят один раз в жизни – в школьные годы «посмотреть мамонта». Люди туда не возвращаются, потому что знают – ничего нового не увидят. А в Вене, к примеру, есть музей Альбертина, куда стоят очереди, потому что у них сменные коллекции. Этого же добиваемся и мы, плюс – удобная навигация по гигантской территории, которую мы делаем максимально приятной для времяпровождения: здесь будут и зеленая зона, и скульптуры, и фонтаны.

– Ну а собственную коллекцию музея из чего собирать?

– Мы начинаем активно отслеживать, что продается за рубежом, и уже сейчас бросаем клич, чтобы вернуть свои шедевры в Украину. Но не путем реституции, а путем приобретения. И очень рассчитываем на дарение. Вот смотрите: в УССР не понимали скульптора Архипенко, за что Нью-Йорк теперь говорит спасибо, потому что все его наследие досталось им. Он хотел подарить его родному Киеву, но тут сказали: «Кубизм – враждебное течение, у нас есть свой соцреализм». Сегодня работы Архипенко стоят миллионы, а у нас – всего одна его скульптура в Национальном музее. Нет ни Малевича, ни Экстер, нет многих знаковых работ мирового уровня: музей Ханенко и тот проредили — половину шедевров вывезли в Россию в 20–30-х годах. Украина, как младший брат, всегда позиционировалась с лубком, и это активно поощрялось. Поэтому нам сейчас нужно уходить от лубка, хотя я сама страшно люблю Примаченко, Билокур, и конечно, они будут выставлены в «Арсенале».

– А как в эту концепцию «вписать» сотрудничество с мировыми музеями?

– История украинского искусства за 20 тыс. лет – одна часть «Арсенала». Вторая – музей, построенный по самым современным технологиям, для чего мы консультируемся со специалистами из Лувра, парижского Центра Помпиду, лондонской Tate Gallery, с нами также работает французское бюро «Вильмот», построившее более 50 музеев мира. Мы делаем это, рассчитывая на привоз шедевров мирового искусства. В нашем проектном плане есть даже «этаж-сейф», позволяющий, примитивно говоря, привезти «Мону Лизу» – со строжайшими мерами безопасности, климат-контроля, химической защиты.

Имидж Киева: нам нужен мегамузей

– Сложно договариваться с мировыми музеями?

– «Беру» их исключительно обаянием. К примеру, на открытии «Арсенала» присутствовал президент Лувра, который, увидев, что здесь было, поставил крест на этом проекте. И не только он, но я всех убеждаю, что в стране – свежий интерес к музею. Сейчас, кстати, проектом заинтересовались городские власти: у Попова было совещание, где я держала речь и участвовала в дискуссии «Что должно стать лицом Киева» к 2015–2025 гг. К примеру, Нью-Йорк – это финансовые операции, Париж – культурный туризм, Цюрих – банки и т. д. Наши финансисты предлагали скопировать нью-йоркский опыт, а я говорила, что у нас уже есть история и культура: Киев – это мать городов русских и одна из самых древних столиц Европы, ничего не нужно изобретать. Вопрос поручили решить крупной консалтинговой компании, которая мониторит культурную, общественно-политическую ситуацию в Киеве и сравнивает с другими столицами. Через месяц они выдадут результат: на что делать ставку. Но один из основных участников этой компании уже сказал, что Киеву нужен мега-музей и несколько мега-арт-проектов. А я думаю: «Боже, это же про нас».

– Выходит, государственная поддержка проявляется не на словах?

– Надеюсь, обещанное финансирование в 200 млн грн поступит: долги-то мы погасили, но нужно двигаться дальше. Ближайшие 1,5 года должны быть гипер-показательными: к счастью, мы включены в список объектов к Евро-2012. Архитектор Миллер, проектировавший «Арсенал» по заказу Екатерины II, как-то сказал: «Возможно, через несколько столетий вы поймете, что «Арсенал» я строил не для оружия, а для людей». Фактически, это пророчество, которое нам обязательно нужно выполнить.

Скоро в «Арсенале»

Готовимся к космическому туризму

5 апреля, – рассказывает Наталья, – у нас откроется «Космическая одиссея-2011», посвященная 50-летию полета человека в космос. Интереснейший проект: симбиоз современного искусства с космическими артефактами из нескольких украинских музеев — луноходами, скафандрами, огромными космическими парашютами. Будет создан планетарий, зона отдыха, игровая зона для детей. Проект не только художественный, но и поднимающий дух нации. Все знают, что первым в космос полетел Гагарин, но – на чьей ракете? Нужно понять, что Украина – космическое государство с чудесным прошлым и большим потенциалом. И самое главное: возможно, лет через 10–20 будет вовсю развит космический туризм, так что нашим детям нужно быть сильными, физически подготовленными. В «Одиссее…» примут участие 150 украинских художников, а также 10 звезд мировой арт-сцены из Австрии, Германии, Британии, США и даже Кореи.

Малевича ждем через два года

Когда будут готовы специальные залы, мы сможем представить коллекцию Казимира Малевича, – делится Наталья. – Уже ведем переговоры с 10 музеями мира, у которых есть работы Малевича (Музей Гуггенхайма, Центр Помпиду, Tate Gallery, Русский музей, Третьяковская галерея), чтобы в конце 2013-го сделать ретроспективу Малевича и Киевской школы спектрализма – показать миру, что Малевич родился именно в Киеве и всю жизнь называл себя украинцем. В контексте выставки будет проведена международная научная конференция малевичеведов. Достаточно патриотичный проект, потому что многие считают, что Малевич – поляк, другие – русский, а это же наш «хлопець». Но единственная его выставка в Украине была в начале 30-х годов, когда еще не все знали, кто он такой. И думаю, этот проект кардинально поменяет отношение мира к Украине.

Источник: газета по-Киевски