Основные тенденции внутренней политики Украины

По данным мониторинга Фонда качественной политики основными тенденциями во внутренней политике Украины были:

• ухудшение экономической ситуации

• падение популярности президента и правительства

• криминальное производство по громким делам

• сопротивление попыткам исполнительной власти контролировать судебную ветвь

• дальнейшее производство уголовных дел в отношении лидеров оппозиции

• низкая влиятельность парламента, со значительным контролем со стороны исполнительной власти, слабой оппозицией и непонятными правилами выборов на 2012 г.

Украина переживает ухудшение экономической ситуации. Это связано с ростом потребительских цен на энергоносители, а также с необходимостью правительства выполнить долговые обязательства на 10,5 млрд. гривен в марте 2011 года. Ситуацию ухудшает ожидание пика выплат по госдолгу, который придется на июль 2001 года, когда предстоит выполнить обязательства на 19 млрд. гривен. Одновременно, МВФ принял решение приостановить предоставление транша Украине в конце марта-начале апреля 2011 года. В связи с этими событиями и ожиданиями, Украина попала в список 18 стран, которым грозит дефолт (по оценке Business Insider).

Правительство пытается компенсировать значительные расходы из-за активизации программы приватизации. В частности, Кабинет Министров исключил 20 энергоснабжающих компаний из перечня предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства. Также Верховная Рада отказалась продлить мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения до 1 января 2015. Эти шаги могут привести к увеличению поступлений в государственный бюджет в среднесрочной перспективе. Однако это также усилит конкуренцию финансово-политических групп в руководящей партии, низкую стабильность действующей власти и вероятность усиления социального напряжения в сельских общинах Украины.

Указанный процесс происходит одновременно с падением популярности президента и правительства. Хотя депутат-регионал Василий Хара и сохранил кресло председателя Федерации профсоюзов Украины, однако он не смог предотвратить протесты профсоюзов работников образования и других «бюджетников», которые заставили правительство поднять зарплаты на 20%. Всего, по данным социологических опросов:

• наблюдается тенденция к ухудшению отношения населения к деятельности власти (по данным социологической службы Центра Разумкова 46,9% опрошенных украинцев не поддерживают деятельность правительства, 35,1% — поддерживают отдельные действия, 10,8% — поддерживают полностью)

• более половины населения Украины не доверяет президенту Украины Виктору Януковичу (по данным GfK Ukraine 55% опрошенных ответили, что не доверяют Януковичу)

• большинство украинцев считает, что Украина в своем развитии движется по неверному пути (по данным GfK Ukraine 54% опрошенных ответили, что сегодня страна в своем развитии движется неправильным путем)

• почти половина украинцев заявляют о готовности участвовать в акциях протеста (по данным Института Горшенина 45,3% опрошенных готовы участвовать в акциях протеста, 77,6% выразили поддержку всеукраинской акции протеста учителей).

• усилилась ностальгия по Советскому Союзу (по данным Research & Branding Group 47% украинцев хотели бы сохранения Советского Союза, а 51% украинцев проголосовал за независимость Украины)

В общем, экономические проблемы и низкая социальная поддержка правительства создают неблагоприятные условия для осуществления реформ в Украине.

В ответ на уменьшение поддержки действий правительства со стороны граждан, власть активизировала действия в медийной сфере. Так, по данным мониторинга новостей ведущих телеканалов (за декабрь 2010 и февраль 2011 года, проведен Академией украинской прессы и Институтом социологии НАНУ) доля присутствия представителей власти в эфире ведущих украинских телеканалов в феврале составляла 84%. Многие эксперты склонны расценивать массовое открытие уголовного производства по громким делам как «отвлекающую» информационную кампанию. Так, было возбуждено уголовное дело против экс-президента Леонида Кучмы по подозрению в убийстве журналиста Георгия Гонгадзе. Также, Генеральная прокуратура Украины возобновила следствие по гибели Вячеслава Чорновила. Администрация президента Украины усилила собственную способность вести эффективную информационную политику, привлекая к сотрудничеству новых молодых специалистов. Вместе с уголовными делами, открытыми против лидеров оппозиции Юрия Луценко и Юлии Тимошенко, эта информационная кампания во многом отвлекает внимание граждан от ухудшения социально-экономического положения.

Несмотря на то, что в прошлом году исполнительной ветви украинской власти удалось усилить свое влияние на судебную ветвь, в этом марте руководству страны не удалось отстранить от должности Председателя Верховного Суда Василия Онопенко. Его считают человеком, который поддерживает лидера одной из оппозиционных сил Юлию Тимошенко. Пленум Верховного суда не поддержал предложение о выражении недоверия Василию Онопенко. Такое решение свидетельствует о появлении тенденции сопротивления попыткам правительства контролировать судебную ветвь.

Оппозиционные партии Украины остаются слабыми и раздробленными. Лидеры непримиримой оппозиции находятся либо под давлением уголовных дел, открытых против них по результатам деятельности в правительстве в предыдущие годы, или же покинули пределы страны. Юрий Луценко и дальше находится за решеткой. Генеральная прокуратура заявила о готовности передать в суд уголовное дело относительно экс-премьер-министра Юлии Тимошенко. Вместе с тем, Юлии Тимошенко было разрешено посетить саммит ЕНП в Брюсселе, что было расценено как смягчение позиции действующей власти.

При слабой политической оппозиции и верховенстве исполнительной власти над другими ветвями, Верховная Рада Украины остается маловлиятельной, контролируемой со стороны правящей партии и непонятными правилами парламентских выборов 2012 года. Так, на протяжении марта фракция Партии регионов пополнилась четырьмя депутатами, которые покинули БЮТ, и одним депутатам, покинувшим фракцию НУНС. Когда многочисленная и влиятельная фракция, «Наша Украина» создала партийную группу в составе 11 депутатов. В общем, во фракции ПР находится 186 депутатов, во фракции БЮТ осталось 105 депутатов, а во фракции НУНС формально находится 68 депутатов.

Слабость парламента определяется также и несоблюдением правил работы ВР, в частности голосованием карточками отсутствующих депутатов. Попытки ограничить это нарушение техническими средствами провалилось: Верховная Рада отправила на доработку проект постановления о введении «сенсорной клавиши» для голосования депутатов.

Подготовка нового Закона о выборах народных депутатов подверглась критике со стороны представителей Национального демократического института. НДИ оповестил министра юстиции Александра Лавриновича о временном прекращении своего членства в возглавляемой им рабочей группе по вопросам совершенствования законодательства о выборах в связи с тем, что оппозиционные партии и независимые общественные объединения не могли полноценно участвовать в рабочем процессе. Состав Рабочей группы по разработке Закона остается несбалансированным, ориентированным на правительство, а доверие к новым правилам выборов значительно понизилось после заявления НДИ.

 

2. Политические тенденции в регионах Украины

К заметным тенденциям марта в региональной политике относятся:

• постепенное нарастание конкуренции между лидерами областных и городских организаций Партии регионов накануне определения «кандидатов-фаворитов» для мажоритарных округов

• усиление борьбы Киевской городской государственной администрации и мэра Киева

Несмотря на отсутствие нового Закона о выборах народных депутатов, в областях начался процесс определения того, кто именно будет выдвинут от правящей партии в качестве кандидата на мажоритарных округах. Это значительно усилило внутрипартийную конкуренцию между руководителями областных и крупных городских организаций Партии регионов, а также представителями крупного регионального бизнеса, близкого к этой партии. Указанный процесс будет усиливаться ближе к парламентским выборам и ослаблять полуформальную властную вертикаль.

Киевсовет и мэр Киева пока остаются независимыми от прямого контроля Партии регионов. В конце марта 2011 года Председатель Киевской горгосадминистрации Александр Попов попытался инициировать смену руководства Киевсовета и «формирование нового конституционного конструктивного большинства». Однако его попытка была неудачна. Несмотря на информацию о злоупотреблениях руководства Рады, постепенный рост поддержки Александра Попова киевлянами и попытки госадминистрации разработать стратегию развития Киева, большинство депутатов не поддержали инициативу руководителя КГГА. Киев до сих пор остался территорией вне вертикали власти, установленной Виктором Януковичем после местных выборов 2010 года.

 

3. Международный контекст

Как и в предыдущий период, украинское правительство пытается сбалансировать внешнеполитическое сотрудничество с Россией, ЕС и США. К основным тенденциям в этой сфере следует отнести следующее:

• усиление давления со стороны российского правительства на Украину по поводу планов создания зоны свободной торговли с ЕС

• постепенная нормализация отношений с ЕС и США

Накануне своего апрельского визита в Украину премьер РФ Владимир Путин заявил, что, если Украина создаст зону свободной торговли с ЕС, то Россия будет вынуждена «выстраивать границу» для украинских товаров. Он напомнил, что действующий в Таможенном союзе единый таможенный тариф почти в два раза выше тарифа, о котором Украина договорилась при вступлении в ВТО. Одновременно, было распространено заявление администрации президента России о том, что в Украине продолжают ущемлять права русскоязычного населения.

В то же время, заявления руководителей ЕС значительно смягчился отоносительно украинского правительства. Офис Верховного представителя Европейского союза по вопросам внешней политики и политики безопасности Кэтрин Эштон распространил заявление, что «текущий год будет критическим для отношений Украины и Европейского Союза». В этом же духе выступал Мирослав Лайчак, директор Департамента по вопросам развития отношений с Россией, восточного партнерства, Азии и внешнеполитических служб ЕС: в ЕС видят, что «движение к общим целям — политической ассоциации и экономической интеграции — продолжается». Также Киев и Брюссель подписали соглашение на 470 млн. евро по Национальной индикативной программы помощи ЕС для Украины на 2011 — 2013 годы. Это соглашение было усилено тем, что Украина и Европейский Союз договорились об урегулировании конфликта, возникшего после принятия поправок в закон о госзакупках. Администрация Президента заверила, что закон о госзакупках будет исправлен. Таким образом, очередной раунд переговоров относительно создания зоны свободной торговли с ЕС Украина начинает в относительно хороших условиях.

Также украинское правительство заметно улучшило отношения с официальным Вашингтоном. В телефонном разговоре украинского президента и вице-президента США Джозефа Байдена речь шла о поддержке стремления Украины провести модернизацию экономики и о благодарности за помощь в эвакуации граждан США из Ливии. Правда, президенту Украины было указано на важность избежания выборочного преследования бывших членов правительства. Посол США в Украине Джон Фрэнсис Теффт также распространил сообщение о том, что США выступает за активизацию сотрудничества с Украиной в военной сфере.

Очевидно, администрация Виктора Януковича нашла компромисс с правительствами ЕС и США и сосредоточится на поиске взаимопонимания с российской стороной.

Источник: 24.ua