Зеркало недели. Украина: медиа-рейдерство в действии

Украина в плане медиаграмотности страна специфическая.

Меня всегда удивляло, что с одной стороны украинцы вроде как проявляют недюжинный интерес  к тому, что происходит в отечественном медиапространстве. Свидетельством тому может служить, например, публичная дискуссия относительно политической заангажированности центральных телеканалов. Но с другой стороны, налицо полная дезориентация в информационных потоках, когда  вне поля зрения общественности остаются крайне тревожные явления в медиасфере, в частности — печатных СМИ.

Яркий пример – недавние события в еженедельнике «Зеркало недели». Думаю, далеко не все знают, что совсем недавно это общественно-политическое издание существенно переформатировало свою деятельность. В январе нынешнего года вышел первый выпуск нового информационно-аналитического еженедельника «Зеркало недели. Украина».  Но это не просто ребрендинг уже существующего проекта, изменение концепции или формата информационной политики. Юридически – это уже совсем новое издание с новым составом учредителей.  Этими учредителями стала семья Мостовых. Обратите внимание: всё прошло очень тихо, без особой огласки. Всё ограничилось несколькими сообщениями в Интернете и вышедшем постфактум интервью Юлии Мостовой. Оно и понятно: кому хочется привлекать лишнее внимание к весьма сомнительным схемами подобной рокировки. А всё предельно просто: руководство «Зеркала недели», претендующего на звание издания для интеллектуальной аудитории, элиты и интеллигенции,  прибегло к откровенно рейдерским методам присваивания собственности.

В своём интервью Юлия Владимировна Мостовая очень обтекаемо и туманно объяснила, что, мол, решение основать юридически новое издание, было вызвано недоразумениями с потомками соучредителя. Спешу сообщить, что эта фраза далеко не исчерпывает суть произошедшего. Борьба за полный контроль в издании началась ещё в 2007 году, когда умер Юрий Орликов —  мой отец, основатель и соучредитель газеты. До рейдерского захвата дело дошло в конце декабря 2010г. Это была подлая, неожиданная и очень хорошо спланированная операция. Без моего ведома, было проведено собрание коллектива, основной темой которого стало предложение написать заявления на увольнение с одновременным приемом на работу в новое предприятие. На момент проведения собрания уже было основано новое издательство, в которое всех сотрудников редакции быстренько перевели, по сути, не предоставив коллективу право выбора – или в новое предприятие, или на биржу труда. Думаю, многие даже не понимали, что происходит и зачем это всё нужно.

Конечно, подобное нужно было как-то объяснить, и Юлия Мостовая ничего лучше не придумала, как выдумать историю о привлечении и навязывании мной в инвесторы издания Павла Лазаренко, который якобы  приобрел у отца 40% акций компании через подставных лиц. И честно говоря, наша семья была крайне удивлена, когда Юлия Владимировна открыто и бессовестно заявила о том, что Павел Лазаренко, имел «влияние» на издание. В производственных разговорах со мной Мостовые постоянно жаловались на недостаточное финансирование и требовали суммы, на которые можно содержать несколько изданий. Видимо и здесь меня всё время обманывали.

Вся эта грязь – это всего лишь прикрытие обычной рейдерской атаки, целью которой является единоличное владение раскрученным брендом газеты, с целью беспрепятственного использования в своих семейных PR кампаниях и коммерческих целях без стороннего влияния.

Медиа-рейдерство от Мостовой вообще не предусматривало участияв проекте кого-нибудь, кроме членов семьи. Оно и понятно — уж очень не хочетсяделить с кем-то курицу, несущую золотые яйца. Ведь ни для кого не секрет, что Юлия Мостовая превратила «Зеркало недели» в бизнес–проект, с завидной регулярностью зарабатывающий неплохие деньги  на размещении заказных платных материалов. Так, например, за пару-тройку тысяч долларов  за разворот какая-нибудь крупная компания получала возможность полить грязью конкурентов под видом вдумчивой аналитической статьи. За немалые деньги на страницах «Зеркала недели» решались лоббистские задачи (давление на государственные органы, Антимонопольный комитет, обоснование рейдерских захватов и т.д.). Замаскированная под аналитику регулярно появляется  и политическая «джинса», но стоит она в два раза дороже. Мои разубеждения и требования по этому поводу  остались без внимания, количество подобных материалов только увеличивалось в геометрической прогрессии. Я никак не мог повлиять на этот процесс, т.к. отец при создании издательства пригласил Владимира Мостового в качестве учредителя, а также поручил ему заниматься редакционной политикой издания. Конечно, пока отец был жив и финансировал издание в самое сложное время становления, подобного никто не позволял. Но даже тогда появлялись статьи явно коммерческого характера, из-за которых регулярно возникали достаточно принципиальные разногласия, но всё это объяснялось тем, что изданию нужно зарабатывать дополнительные денежные средства или получать содействия в решении важных вопросах в финансово-хозяйственной деятельности издательства перед контролирующими органами и важными лицами в правительстве.

Сегодня же (и мне искренне жаль) интереснейшее аналитическое издание превратилось в группу журналистов, зарабатывающих на жизнь медиакиллерством. Газета из разряда элитных и влиятельных изданий, рассчитанных на думающих читателей, нначала трансформироваться в бульварную прессу, в которой, за определённую плату мог получить возможность использовать полосы в своих целях практически любой. А теперь вот ещё с подачи Юлии Мостовой и рейдерство стал визитной карточкой газеты.

И последнее, очень хочется надеяться, что в Украине всё таки сформируется  культура общения со средствами массовой коммуникации, критическое мышление, умение полноценно воспринимать, анализировать и интерпретировать медиатексты.

Источник: Ура Информ