«Приключения Паддингтона»: трогательная история про говорящего мишку

Кинотеатры приютили медвежонка-беженца из дремучего Перу, героя детской книжки Майкла Бонда, забавные отрывки из которой многие безутешно штудировали на уроках английского в средней школе.

Паддингтон приходится троюродным братом нашему Чебурашке, в Соединенном Королевстве он не менее любим, нежели его большеухий коллега в России, — такой же бездомный мигрант и любитель апельсинов. Стопроцентно английский, с мягким и слегка абсурдистским юмором, фильм про медвежонка цепляет не только детей, но и взрослых, чуть-чуть напоминает «Отель «Гранд Будапешт» и показывает Лондон таким, каким он мог привидеться во сне.

Справка: «Приключения Паддингтона» (Paddington; Великобритания, 2014). Семейная комедия по мотивам книг Майкла Бонда о медвежонке Паддингтоне. Режиссер: Пол Кинг («Бык и кролик»). В ролях: Бен Уишоу, Николь Кидман. 95 мин.

Мохнатый медведь примостился у мусорки на лондонском вокзале Паддингтон. Обладатель широкополой красной шляпы, с превосходным английским выговором, он пытается заговорить с пассажирами, но в общей сутолоке остается невидимым. Из поезда выходит семейство Браун — респектабельный папа, чудаковатая мама и их переживающие взросление отпрыски.

Медвежонок делает робкую попытку заговорить. «Не обращайте на него внимания, — командует отец семейства без тени удивления. — Проходим мимо, он пытается нам что-то продать!».

Не проходит и нескольких минут экранного времени, как косолапый джентльмен нежданно получает имя в честь вокзала, обретает новый дом и рассказывает свою историю: после того как присматривавшая за ним тетя отправилась в дом для престарелых медведей, сам он тайком пробрался на корабль и отправился на поиски лучшей жизни в город Лондон. Так начинается история, полная катастрофических потопов, полицейских погонь и полетов на зонтике по вечно дождливому Лондону.

«Приключения Паддингтона» — фильм, безусловно, для детей: сочувствуя нелепому медведю, они прилипают к экрану, хохоча над чисткой ушей зубной щеткой и возмущаясь подлостью таксидермистки в исполнении Николь Кидман. В свои 48 лет Кидман умудрилась сыграть молодую злодейку — персонажа, которого в книжке про Паддингтона не было, и не сказать чтобы фильму это пошло на пользу. Пожалуй, искусственный «ужасный» поворот — единственный минус фильма, набравшего столь большое число восторженных отзывов англоязычных критиков, что невольно подозреваешь появление нового Орсона Уэллса. Какая синефильская муха укусила критиков, мне неведомо, Орсон не Орсон, но медвежонок и вправду получился славным.

Если же отвлечься от детской истории, «Паддингтон» — это фильм про Лондон, и не столько в смысле Биг-Бена, Пикадилли, Вестминстерского аббатства и прочей туристической мишуры из учебников по английскому языку, сколько в смысле старого города со всеми его трещинками и отзвуками бомбежек Второй мировой.

Писатель Майкл Бонд (кстати, ему 89 лет, и он до сих пор живет в Лондоне, недалеко от вокзала Паддингтон) прошел Вторую мировую, служил в Королевских ВВС. В своих мемуарах он писал, что образ медвежонка, одиноко стоявшего на вокзале, у него соединился с воспоминаниями о детях, которые вернулись в Лондон после эвакуации. У многих под бомбами погибли родители. Они стояли на вокзале — на табличках, повешенных на шею, были написаны их имена.

Но не все так грустно. Зритель смотрит на столицу Великобритании, с ее волшебной подсветкой, древними домами, туманами, слякотью и грязными дворами. И, посмеиваясь над неуклюжестью британского Чебурашки, прощает все детские травмы, которые нанес ему в школьном возрасте пересказ и перевод бесчисленных фрагментов про Паддингтона и семейку Браунов (если, конечно, как всякий порядочный человек, он не был отличником). Потому что в мирке фильма жить крайне приятно.

Пространство фильма — кукольный дом со множеством забытых вещиц, — не такое нарочито хипстерское, как в «Отеле «Гранд Будапешт» Уэса Андерсона, но очень близкое по настроению: уютный дом, запрятанный в уютном городке, приснившемся в бесприютном мире, где бушуют землетрясения, а пожилых медведей отправляют в дом престарелых. При этом Пол Кинг, режиссер, — тот еще хипстер.

Пять лет назад он снял «Быка и кролика» — комедию о двух модниках-аристократах, попавших в заснеженную Польшу, — в своей изнеженной инфантильности что-то среднее между «Скоттом Пилигримом» и «Руби Спаркс», абсолютно неудобоваримое, галлюцинаторное и несмешное. В «Паддингтоне» же на изнеженность нет и намека — это красивый, остроумный и очень традиционный фильм, где совершенно «семейный» сюжет встречается с летающим цирком «Монти Пайтона»: мир «Паддингтона» населен чопорными старушками, способными вылакать бутылку виски, королевскими гвардейцами, готовыми поделиться пирожным с первым встречным медведем, бдительными джентльменами, которым не жаль подарить возлюбленной букет засохших роз из мусорной корзины.