Украинцы стали хуже относиться к предпринимательству (исследование)

63% украинцев в возрасте до 35 лет хотят открыть свой бизнес, а Индекс предпринимательского настроения в этой группе равен 50 — а это максимальный показатель среди всех возрастных групп в Украине.

Такие результаты демонстрирует ежегодное глобальное исследование предпринимательства Amway (AGER), которое в этом году проводилось в 44 странах мира и охватило 49 775 человек.

Индекс предпринимательского настроения (Entrepreneurial Spirit Index), который в этом году измерялся впервые, в Украине составил 34. При этом отчетливо виден гендерный дисбаланс — у мужчин показатель равен 40, в то время как у женщин — 28.

Общий среднемировой показатель — 51.

Индекс предпринимательского настроения базируется на теории спланированного поведения Айзека Айзена. Оценка проводится по трем параметрам: желанность (насколько респонденты желают открыть свое дело), осуществимость (насколько респонденты считают себя готовыми к началу предпринимательской деятельности) и устойчивость к социальному давлению (насколько респонденты могут противостоять своему социальному окружению, пытающемуся их отговорить).

Сегодня в среднем 63% украинцев относятся к предпринимательству позитивно, в то время как 20% — негативно. По сравнению с 2014 (67%) и 2013 (76%) годами тенденция отрицательна. Более того, если все предыдущие годы положительное отношение росло, то в этот раз исследователи зафиксировали резкое падение практически до уровня 2010 года.

При этом низкие показатели только у старшей возрастной группы — для украинцев старше 50 лет показатель позитивного отношения к предпринимательству составляет всего 51% (-10% относительно прошлого года). В других возрастных группах ситуация лучше — 75% у тех, кто моложе 35 лет (+4% относительно 2014) и 67% в группе 35-49 лет (+4% относительно 2014).

“Политическая и социальная нестабильность — наиболее вероятные объяснения снижения положительного отношения к предпринимательству, — отмечает Нина Исакова, член Национальной Академии наук Украины и научно-консультационного совета AGER 2015. — При этом самый важный результат — это позитивное отношение к предпринимательству молодых и образованных украинцев. В этой группе наивысший показатель AESI. Это дает надежду на будущее предпринимательства в Украине”.

Ключевыми ожиданиями от запуска своего дела традиционно остаются “перспектива дополнительного дохода” (31%) и “возможность реализовать свои идеи” (22%).

В мире ситуация иная: там главный мировой драйвер — “независимость от работодателя” (48%). У нас по-прежнему он не имеет такого значения — всего 13%. Еще меньше мотивируют “возможность вернуться на рынок труда” (10%) и “баланс семьи, досуга и карьеры” (10%).

Интересно, что среди всех опрошенных украинцы оказались самыми неопределившимися. Именно в нашей стране самый высокий в мире показатель тех, кто вообще не может определить мотивы для старта собственного бизнеса — целых 39% (в мире в среднем — 12%).